Федеральный
закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О землеустройстве"
15 августа 2018 г.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВЕ
Принят
Государственной Думой
24 мая 2001 года
Одобрен
Советом Федерации
6 июня 2001 года
Настоящий
Федеральный закон устанавливает правовые основы проведения землеустройства в
целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, создания
благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов.
Статья 1. Основные понятия,
используемые в настоящем Федеральном законе
В целях настоящего Федерального закона
используются следующие основные понятия:
землеустройство –
мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации
рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или)
установлению на местности границ объектов землеустройства, организации
рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков
для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации
территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири
и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным
малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для
обеспечения их традиционного образа жизни (внутрихозяйственное
землеустройство);
объекты землеустройства – территории
субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, а также
части таких территорий;
землеустроительная документация – документы,
полученные в результате проведения землеустройства;
абзац
утратил силу. – Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ.
Статья 2. Правовое
регулирование отношений при проведении землеустройства
Правовое регулирование отношений при
проведении землеустройства осуществляется настоящим Федеральным законом,
другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации.
Статья
3. Обязательность проведения землеустройства
Землеустройство
проводится в обязательном порядке в случаях:
установления или
изменения границ объектов землеустройства;
абзацы третий – пятый утратили силу. – Федеральный
закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ;
выявления
нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии,
селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению,
загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими
веществами, заражению и другим негативным воздействиям;
проведения
мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных
земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного
засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления,
радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных
воздействий.
Статья
4. Основания проведения землеустройства
Основаниями
проведения землеустройства являются:
решения
федеральных органов государственной власти, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о проведении
землеустройства;
договоры о проведении землеустройства;
судебные решения.
Статья 5. Полномочия
Российской Федерации в области регулирования проведения землеустройства
К полномочиям
Российской Федерации в области регулирования проведения землеустройства
относятся:
установление
порядка проведения землеустройства;
координация
деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления при
проведении землеустройства;
проведение
землеустройства на землях, находящихся в федеральной собственности;
принятие нормативных
правовых актов о землеустройстве;
установление
порядка государственной экспертизы землеустроительной документации;
организация и
осуществление федерального государственного надзора в области землеустройства;
разработка,
согласование и реализация генеральной схемы землеустройства территории
Российской Федерации;
управление
государственным фондом данных, полученных в результате проведения
землеустройства;
другие
установленные федеральными законами полномочия Российской Федерации в области
регулирования проведения землеустройства.
Статья
5.1. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной
власти в области регулирования проведения землеустройства органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Полномочия
федеральных органов исполнительной власти в области регулирования проведения
землеустройства, предусмотренные настоящим Федеральным законом, могут
передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в
порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года N
184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации".
Статья 6. Государственная
экспертиза землеустроительной документации
Государственная
экспертиза землеустроительной документации осуществляется в целях обеспечения
соответствия этой документации исходным данным, техническим условиям и
требованиям.
Государственная
экспертиза землеустроительной документации осуществляется в порядке,
установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным
органом исполнительной власти.
Статья 7. Федеральный государственный надзор в области
землеустройства
Федеральный
государственный надзор в области землеустройства осуществляется уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти в соответствии с законодательством
Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации.
Статья 8. Технические
условия и требования проведения землеустройства
Технические
условия и требования проведения землеустройства разрабатываются на основании
соответствующих нормативных правовых актов и являются обязательными для
исполнения при проведении землеустройства и осуществлении государственной
экспертизы землеустроительной документации.
Статья 9. Изучение
состояния земель
Изучение
состояния земель проводится в целях получения информации об их количественном и
качественном состоянии и включает в себя следующие виды работ:
абзац
утратил силу. – Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ;
почвенные,
геоботанические и другие обследования и изыскания;
оценка качества
земель;
инвентаризация
земель.
Статья
10. Геодезические и картографические работы
Материалы
геодезических и картографических работ являются основой для проведения
почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, инвентаризации
земель, оценки качества земель, планирования и рационального использования земель,
описания местоположения и установления на местности границ объектов
землеустройства, внутрихозяйственного землеустройства.
Геодезические и
картографические работы выполняются в соответствии с Федеральным законом от
26 декабря 1995 года N 209-ФЗ "О геодезии и картографии".
Статья
11. Почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания
Почвенные,
геоботанические и другие обследования и изыскания проводятся в целях получения
информации о состоянии земель, в том числе почвы, а также в целях выявления
земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению,
заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению
отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами,
заражению и другим негативным воздействиям.
Статья
12. Оценка качества земель
Оценка качества
земель проводится в целях получения информации о свойствах земли как средства
производства в сельском хозяйстве.
Оценка качества
земель, являющихся исконной средой обитания коренных малочисленных народов
Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проводится в целях
установления продуктивности оленьих пастбищ и наличия биологических ресурсов,
необходимых для обеспечения традиционного образа жизни коренных малочисленных
народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Статья
13. Инвентаризация земель
Инвентаризация
земель проводится для выявления неиспользуемых, нерационально используемых или
используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным
использованием земельных участков, других характеристик земель.
Часть
вторая утратила силу. – Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ.
Статья
14. Планирование и организация рационального использования земель и их охраны
Планирование и
организация рационального использования земель и их охраны проводятся в целях
совершенствования распределения земель в соответствии с перспективами развития
экономики, улучшения организации территорий и определения иных направлений
рационального использования земель и их охраны в Российской Федерации,
субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
Планирование и
организация рационального использования земель и их охраны включают в себя
следующие основные виды работ:
разработка
предложений о рациональном использовании земель и об их охране;
природно-сельскохозяйственное
районирование земель;
абзацы четвертый – шестой утратили силу. – Федеральный
закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ.
Планирование и
организация рационального использования земель и их охраны в городских и
сельских поселениях проводятся в соответствии с градостроительной документацией.
Статья
15. Описание местоположения границ объектов землеустройства
Порядок описания
местоположения границ объектов землеустройства определяется уполномоченным
Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Статья 16. Утратила силу. – Федеральный закон
от 13.05.2008 N 66-ФЗ
Статья
17. Установление на местности границ объектов землеустройства
Порядок
установления на местности границ объектов землеустройства определяется
Правительством Российской Федерации.
Статья
18. Внутрихозяйственное землеустройство
Внутрихозяйственное
землеустройство проводится в целях организации рационального использования
земель сельскохозяйственного назначения и их охраны, а также земель,
используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего
Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным малочисленным
народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для обеспечения
их традиционного образа жизни.
При проведении
внутрихозяйственного землеустройства выполняются следующие виды работ:
организация
рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков
для осуществления сельскохозяйственного производства, а также организация
территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири
и Дальнего Востока Российской Федерации и лицами, относящимися к коренным
малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации,
для обеспечения их традиционного образа жизни;
разработка
мероприятий по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель,
восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите
земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления,
иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления,
радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных
воздействий.
Глава IV. ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
Статья 19. Виды
землеустроительной документации
К видам
землеустроительной документации относятся:
генеральная схема
землеустройства территории Российской Федерации, схема землеустройства
территорий субъектов Российской Федерации, схема землеустройства муниципальных
образований, схемы использования и охраны земель;
абзацы третий – четвертый утратили силу. – Федеральный
закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ;
карты (планы)
объектов землеустройства;
проекты
внутрихозяйственного землеустройства;
проекты улучшения
сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, рекультивации нарушенных
земель, защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного
засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и
потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других
негативных воздействий;
материалы
почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества
земель, инвентаризации земель;
тематические
карты и атласы состояния и использования земель.
Федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также
законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации
могут устанавливаться другие виды землеустроительной документации.
Состав,
содержание и правила оформления каждого вида землеустроительной документации
регламентируются соответствующими техническими условиями и требованиями
проведения землеустройства.
Статья
20. Карта (план) объекта землеустройства
Карта (план)
объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и
текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные
его характеристики.
Карта (план)
объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного
кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного
зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.
Форма карты
(плана) объекта землеустройства и требования к ее составлению устанавливаются
Правительством Российской Федерации.
Статья
21. Тематические карты и атласы состояния и использования земель
Тематические
карты и атласы состояния и использования земель составляются для отображения в
них характеристик состояния и использования земель, данных зонирования и
природно-сельскохозяйственного районирования земель, определения мероприятий по
организации рационального использования земель и их охраны.
Статья
22. Землеустроительное дело
Землеустроительное
дело включает в себя землеустроительную документацию в отношении каждого
объекта землеустройства и другие касающиеся такого объекта материалы.
Землеустроительное
дело формируется и хранится в порядке, установленном нормативными правовыми
актами Российской Федерации.
Статья
23. Согласование и утверждение землеустроительной документации
Порядок
согласования и утверждения землеустроительной документации устанавливается
уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом
исполнительной власти.
Статья
24. Государственный фонд данных, полученных в результате проведения
землеустройства
Государственный
фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, формируется на
основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной
информации о проведении землеустройства.
Порядок создания
и ведения государственного фонда данных, полученных в результате проведения
землеустройства, а также порядок их использования определяется уполномоченным
Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Землеустроительная
документация, включенная в государственный фонд данных, полученных в результате
проведения землеустройства, является федеральной собственностью и не подлежит
приватизации.
Лица,
осуществляющие проведение землеустройства, обязаны бесплатно передать экземпляр
подготовленной ими землеустроительной документации в государственный фонд
данных, полученных в результате проведения землеустройства.
Глава V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
Статья 25. Ответственность
за нарушение настоящего Федерального закона
За нарушение
настоящего Федерального закона граждане и юридические лица несут ответственность
в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 26.
Разрешение споров при проведении землеустройства
Споры,
возникающие при проведении землеустройства, разрешаются в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 27. Вступление в
силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в
силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
18 июня 2001 года
N 78-ФЗ